«Қазақстан
су жолдары»
Республиканское государственное казенное предприятие Комитета железнодорожного и водного транспорта Министерства транспорта Республики Казахстан
8
(7232)
71-11-71
ВКО, г. Усть-Каменогорск .
ул. Шлюзная 14

История

История Или-Балхашского филиала берет начало с 1933 года, когда на берегу озера Балхаш приказом Балхашско–Илийского управления Речтранспорта № 88 от 25.07.1933 года была образована пристань Бурлю-Тобе с участком в бухте Бертыс.

В 1947 году пристань Бертыс была преобразована в Балхашский эксплуатационный участок, который стал самостоятельным подразделением.

С 1972 года Балхашский эксплуатационный участок, помимо перевозок навальных, сельскохозяйственных грузов и пассажиров, начал добычу и перевозку минерально-строительных грузов для нужд города Балхаша и строительства города Приозерска.

11 июля 1995 года Балхашский эксплуатационный участок реорганизован в пристань Балхаш.

Республиканское государственное казенное Балхашское предприятие водных путей Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан создано на базе пристани Балхаш на основании приказа Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан № 187 от 12.08.1996 года.

15 декабря 2017 года образован Балхашский филиал Республиканского государственного казенного предприятия «Қазақстан су жолдары» Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, путем присоединения РГКП «Балхашское предприятие водных путей» к РГКП «Қазақстан су жолдары».

Обслуживаются судоходные водные участки в пределах административных территорий трех областей (Карагандинской, Жамбылской и Алматинской), общей протяжённостью 434,4 км.

История судоходства на реке Или берет начало с августа 1924 года когда была снаряжена небольшая экспедиция для обследования возможностей судоходства на реке. Ею был обследован участок  от Китайской границы до Илийска. Экспедиция показала, что судоходство на этом участке возможно, а река Или может стать удобной и дешевой транспортной артерией для перевозок. В мае 1926 года было организовано Илийское пароходство. В этом же году на Чарджоуском судоремонтном заводе для Илийского пароходства были построены два винтовых катера. Один из них получил название «Коммунар», второй – «Казахстанец». В 1927 году было открыто судоходство по реке Или.

  В начале 90-х годов по Капшагайскому водохранилищу и реке Или (порт г. Капшагая до пристани Борохудзир) совершались грузоперевозки угля, комбикорма, песка, гравия, леса, нефтепродуктов, руды, контейнеров. Объем грузоперевозок достигал в навигационный период с апреля по ноябрь месяцы 800 тыс. тонн грузов и до 5 тыс. человек пассажиров на круизных маршрутах.

26 декабря 2016 года предприятие реорганизовано в Илийский филиал Республиканского государственного казенного предприятия "Қазақстан су жолдары" Комитета транспорта Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

В городе Капшагай обслуживаются судоходные водные пути протяженностью 90 км: «Капшагайское водохранилище» - «Зона выклинивания» 90 км.

С 1 января 2021 года на базе Балхашского и Илийского филиалов образован  Или-Балхашский филиал Республиканского государственного казенного предприятия «Қазақстан су жолдары» Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.

В соответствии с приказом и.о. Министра транспорта Республики Казахстан № 2 от 15 сентября 2023 года «О переименовании некоторых государственных юридических лиц» филиал переименован в Или-Балхашский филиал Республиканского государственного казенного предприятия «Қазақстан су жолдары» Комитета железнодорожного и водного транспорта Министерства транспорта Республики Казахстан

Основными задачами являются:

- установку и содержание навигационных знаков судоходной обстановки на обслуживаемых водных путях;

- информационное оповещение судовладельцев о габаритах судовых ходов и об изменениях путевых условий;

- ремонт, содержание и изготовление обстановочного инвентаря и имущества, предназначенного для обеспечения содержания и развития судоходных водных путей.

 - обеспечение гарантированных и дифференцированных габаритов судового хода.