В связи с постройкой на реке Иртыш в 1953 году Усть-Каменогорской гидроэлектростанции, в 1963 году Бухтарминской гидроэлектростанции и в 1987 году Шульбинской гидроэлектростанции образовались Усть-Каменогорское, Бухтарминское и Шульбинское водохранилища. Для пропуска судов (плотов) в состав вышеуказанных гидроэлектростанций вошли одноименные гидротехнические сооружения - судоходные шлюзы.
В 1996 году вместо Верхне-Иртышского бассейнового управления пути в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 19 июня 1995 года № 2335 «О государственном предприятии» и постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 июня 1996 года № 790 «О перечнях республиканских государственных предприятий» созданы 3 самостоятельных предприятия в городах Усть-Каменогорск, Семипалатинск (ныне Семей), Павлодар. Гидротехнические сооружения находились в оперативном управлении Республиканского государственного казенного Восточно-Казахстанского предприятия водных путей.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2015 года № 231 «О реорганизации некоторых республиканских государственных казенных предприятий водных путей Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан» был создан Филиал судоходных шлюзов Республиканского государственного казенного предприятия «Иртышское предприятие водных путей».
27 декабря 2016 года филиал реорганизован в Филиал гидротехнических сооружений Республиканского государственного казенного предприятия «Қазақстан су жолдары» Комитета транспорта Министерства по инвестициям и развитию Республики.
28 марта 2019 года филиал переименован в Филиал гидротехнических сооружений Республиканского государственного казенного предприятия «Қазақстан су жолдары» Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан на основании постановления Правительства Республики Казхастан от 29 декабря 2018 года №936 "О некоторых вопросах Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан и внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан".
С 04 сентября 2019 года филиал переименован в Филиал «Гидротехнические сооружения» Республиканского государственного казенного предприятия «Қазақстан су жолдары» Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.
В соответствии с приказом и.о. Министра транспорта Республики Казахстан № 2 от 15 сентября 2023 года «О переименовании некоторых государственных юридических лиц» филиал переименован в Филиал «Гидротехнические сооружения» Республиканского государственного казенного предприятия «Қазақстан су жолдары» Комитета железнодорожного и водного транспорта Министерства транспорта Республики Казахстан.
Предметом деятельности Филиала «Гидротехнические сооружения» Республиканского государственного казенного предприятия «Қазақстан су жолдары» Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан является осуществление производственной деятельности для надлежащего содержания, эксплуатации и развития судоходных гидротехнических сооружений (шлюзов).
Целью деятельности Филиала является обеспечение безопасной эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений (шлюзов), бесперебойного и безопасного пропуска судов.
В структуру Филиала вошли Бухтарминский, Усть-Каменогорский и Шульбинский судоходные шлюзы.
Усть-Каменогорский шлюз
Усть-Каменогорский однокамерный судоходный шлюз шахтного типа предназначен для пропуска судов и плотов через Усть-Каменогорский гидроузел.
Строительство Усть-Каменогорского шлюза началось в 1939 году специально созданным Управлением строительства «Иртышгэсстрой».
Великая Отечественная война внесла коррективы в строительство всего гидроузла. В полном объеме средства на строительство начали выделять лишь в 1948 году.
3 июня 1953 года было произведено первое шлюзование. Временная эксплуатация шлюза осуществлялась до 1957 года включительно, то есть до момента перекрытия реки Иртыш в створе Бухтарминского гидроузла.
В октябре 1960 года Усть-Каменогорский судоходный шлюз был принят в постоянную эксплуатацию.
Состав сооружения:
· верховой подход с двумя причальными стенками длиной 100 м. и 58 м.;
· камера шахтного типа с верхней (ВГШ) и нижней (НГШ) головами шлюза;
· низовой подходной канал с двумя причальными стенками по 120 метров, образованный частично выемкой правого берега, частично насыпью разделительной дамбы длиной 400 м.
Основные размеры шлюза:
общая длина шлюза между наружными гранями устоев 183,5 м;
габаритные размеры камеры шлюза:
Бухтарминский шлюз
Бухтарминский четырехкамерный однониточный судоходный шлюз предназначен для пропуска судов и плотов через Бухтарминский гидроузел. Он расположен в скальной выемке крутого правого берега реки Иртыш, верхняя голова шлюза входит в напорный фронт Бухтарминского гидроузла.
Проект шлюза был разработан институтом «Гидропроект» им. С. Я. Жука (г. Ленинград). Строительство Бухтарминского шлюза началось в мае 1960 года специально созданным Управлением строительства «Иртышгэсстрой».
Ввод во временную эксплуатацию – апрель 1963 года.
В сентябре 1966 года Бухтарминский судоходный шлюз был принят в постоянную эксплуатацию.
Состав сооружения:
Основные размеры шлюза:
общая длина шлюза между наружными гранями устоев 493,45 м;
габаритные размеры 1 камеры шлюза:
габаритные размеры 2 камеры шлюза:
габаритные размеры 3 и 4 камер шлюза:
Шульбинский шлюз
Шульбинский однокамерный шлюз шахтного типа предназначен для пропуска судов и плотов через Шульбинский гидроузел. Он расположен в черте пос.Шульбинск, на левом берегу реки Иртыш в 400 метрах ниже створа ГЭС.
Строительство шлюза в составе Шульбинского гидроузла начато в 1978 году. В сентябре 1987 года, в связи с перекрытием плотины, прекращено сквозное судоходство между Усть-Каменогорском и Семипалатинском. Ввод в эксплуатацию шлюза планировался в 1990 году. Но начавшиеся экономические преобразования после распада СССР негативно повлияли на дальнейшее развитие речного транспорта, и строительство шлюза было приостановлено. И только в январе 2003 года Министерством транспорта и коммуникаций РК с ОАО «Гидропромстрой» был заключен договор, и начаты работы по достройке Шульбинского шлюза.
Проект был разработан проектным институтом ТОО «Казгидро» г. Алматы.
В декабре 2004 года Шульбинский судоходный шлюз был принят в постоянную эксплуатацию.
Состав сооружения:
· верхний подходной канал длиной 1050 м. и шириной по дну 50.0 м с причальной стенкой длиной 178 м;
· камера шахтного типа с верхней (ВГШ) и нижней (НГШ) головами шлюза и направляющими палами длиной по 50 м;
· нижний подходной канал длиной 2280 м и шириной по дну 50 м.
Основные размеры шлюза:
общая длина шлюза между наружными гранями устоев 159,3 м;
габаритные размеры камеры шлюза: