«Қазақстан
су жолдары»
Республиканское государственное казенное предприятие Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан
8
(7232)
50-50-45
ВКО, г. Усть-Каменогорск .
ул. Сагадата Нурмагамбетова 35А

История

В связи с постройкой на реке Иртыш в 1953 году Усть-Каменогорской гидроэлектростанции, в 1963 году Бухтарминской гидроэлектростанции и в 1987 году Шульбинской гидроэлектростанции образовались Усть-Каменогорское, Бухтарминское и Шульбинское водохранилища. Для пропуска судов (плотов) в состав вышеуказанных гидроэлектростанций вошли одноименные гидротехнические сооружения - судоходные шлюзы.

В 1996 году вместо Верхне-Иртышского бассейнового управления пути в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 19 июня 1995 года № 2335 «О государственном предприятии» и постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 июня 1996 года № 790 «О перечнях республиканских государственных предприятий» созданы 3 самостоятельных предприятия в городах Усть-Каменогорск, Семипалатинск (ныне Семей), Павлодар. Гидротехнические сооружения находились в оперативном управлении Республиканского государственного казенного Восточно-Казахстанского предприятия водных путей.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2015 года № 231 «О реорганизации некоторых республиканских государственных казенных предприятий водных путей Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан» был создан Филиал судоходных шлюзов Республиканского государственного казенного предприятия «Иртышское предприятие водных путей».

27 декабря 2016 года филиал реорганизован в Филиал гидротехнических сооружений Республиканского государственного казенного предприятия «Қазақстан су жолдары» Комитета транспорта Министерства по инвестициям и развитию Республики.

28 марта 2019 года филиал переименован в Филиал гидротехнических сооружений Республиканского государственного казенного предприятия «Қазақстан су жолдары» Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан на основании постановления Правительства Республики Казхастан от 29 декабря 2018 года №936 "О некоторых вопросах Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан и внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан".

 С 04 сентября 2019 года филиал переименован в Филиал «Гидротехнические сооружения» Республиканского государственного казенного предприятия «Қазақстан су жолдары» Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.

Предметом деятельности Филиала «Гидротехнические сооружения» Республиканского государственного казенного предприятия «Қазақстан су жолдары» Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан является осуществление производственной деятельности для надлежащего содержания, эксплуатации и развития судоходных гидротехнических сооружений (шлюзов).

Целью деятельности Филиала является обеспечение безопасной эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений (шлюзов), бесперебойного и безопасного пропуска судов.

В структуру Филиала вошли Бухтарминский, Усть-Каменогорский и Шульбинский судоходные шлюзы.

 

Усть-Каменогорский шлюз

Усть-Каменогорский однокамерный судоходный шлюз шахтного типа предназначен для пропуска судов и плотов через Усть-Каменогорский гидроузел.

Строительство Усть-Каменогорского шлюза началось в 1939 году специально созданным Управлением строительства «Иртышгэсстрой».

Великая Отечественная война внесла коррективы в строительство всего гидроузла. В полном объеме средства на строительство начали выделять лишь в 1948 году.

3 июня 1953 года было произведено первое шлюзование. Временная эксплуатация шлюза осуществлялась до 1957 года включительно, то есть до момента перекрытия реки Иртыш в створе Бухтарминского гидроузла.

В октябре 1960 года Усть-Каменогорский судоходный шлюз был принят в постоянную эксплуатацию.

Состав сооружения:

·    верховой подход с двумя причальными стенками длиной 100 м. и 58 м.;

·    камера шахтного типа с верхней (ВГШ) и нижней (НГШ) головами шлюза;

·    низовой подходной канал с двумя причальными стенками по 120 метров, образованный частично выемкой правого берега, частично насыпью разделительной дамбы длиной 400 м.

Основные размеры шлюза:

общая длина шлюза между наружными гранями устоев 183,5 м;

габаритные размеры камеры шлюза:

  • длина 100 м,
  • ширина 18 м,
  • высота 47,04 м,
  • глубина на пороге при НПУ 4 м.

 

Бухтарминский шлюз

Бухтарминский четырехкамерный однониточный судоходный шлюз предназначен для пропуска судов и плотов через Бухтарминский гидроузел. Он расположен в скальной выемке крутого правого берега реки Иртыш, верхняя голова шлюза входит в напорный фронт Бухтарминского гидроузла.

Проект шлюза был разработан институтом «Гидропроект» им. С. Я. Жука (г. Ленинград). Строительство Бухтарминского шлюза началось в мае 1960 года специально созданным Управлением строительства «Иртышгэсстрой».

Ввод во временную эксплуатацию – апрель 1963 года.

В сентябре 1966 года Бухтарминский судоходный шлюз был принят в постоянную эксплуатацию.

Состав сооружения:

  • верхняя голова, три промежуточных и нижняя голова;
  • четыре шлюзовые камеры;
  • нижний подходной канал;
  • палы и причалы верхней и нижней голов.

Основные размеры шлюза:

общая длина шлюза между наружными гранями устоев 493,45 м;

габаритные размеры 1 камеры шлюза:

  • длина 117,85 м,
  • ширина 18,00 м,
  • высота 26,3 м,
  • глубина на пороге при НПУ 2,5 м;

габаритные размеры 2 камеры шлюза:

  • длина 107,80 м,
  • ширина 18,00 м,
  • высота 20,7 м,
  • глубина на пороге при НПУ 2,5 м;

габаритные размеры 3 и 4 камер шлюза:

  • длина 107,35 м,
  • ширина 18,00 м,
  • высота 20,7 м,
  • глубина на пороге при НПУ 2,5 м.

 

Шульбинский шлюз

Шульбинский однокамерный шлюз шахтного типа предназначен для пропуска судов и плотов через Шульбинский гидроузел. Он расположен в черте пос.Шульбинск, на левом берегу реки Иртыш в 400 метрах ниже створа ГЭС.

Строительство шлюза в составе Шульбинского гидроузла начато в 1978 году. В сентябре 1987 года, в связи с перекрытием плотины, прекращено сквозное судоходство между Усть-Каменогорском и Семипалатинском. Ввод в эксплуатацию шлюза планировался в 1990 году. Но начавшиеся экономические преобразования после распада СССР негативно повлияли на дальнейшее развитие речного транспорта, и строительство шлюза было приостановлено. И только в январе 2003 года Министерством транспорта и коммуникаций РК с ОАО «Гидропромстрой» был заключен договор, и начаты работы по достройке Шульбинского шлюза.

Проект был разработан проектным институтом ТОО «Казгидро» г. Алматы.

В декабре 2004 года Шульбинский судоходный шлюз был принят в постоянную эксплуатацию.

Состав сооружения:

·    верхний подходной канал длиной 1050 м. и шириной по дну 50.0 м с причальной стенкой длиной 178 м;

·    камера шахтного типа с верхней (ВГШ) и нижней (НГШ) головами шлюза и направляющими палами длиной по 50 м;

·    нижний подходной канал длиной 2280 м и шириной по дну 50 м.

Основные размеры шлюза:

общая длина шлюза между наружными гранями устоев 159,3 м;

габаритные размеры камеры шлюза:

  • длина 100 м,
  • ширина 18 м,
  • высота 42,5 м,
  • глубина на пороге при НПУ 11 м.