«Қазақстан
су жолдары»
Республиканское государственное казенное предприятие Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан
8
(7232)
71-11-71
ВКО, г. Усть-Каменогорск .
ул. Шлюзная 14

История

В 1933 году на озере Балхаш приказом Балхашско –Илийского управления Речтранспорта № 88 от 25.07.1933 года была образована пристань Бурлю-Тобе с участком в бухте Бертыс. Основное назначение – перевозка навальных грузов и пассажиров на строительство Балхашского горно-металлургического комбината. Из грузов перевозились строительные материалы и сельхозпродукция. Начиная с навигации 1934 года, дополнительно стали перевозиться грузы для строительства города Балхаш, расположенного на побережье бухты Бертыс. В этот период в эксплуатации находились колесные пароходы, как в буксирном, так и грузопассажирском варианте, а также деревянные и композитные трюмные баржи грузоподъемностью до 200-300 тонн.

10 мая 1936 года на пристани Бертыс организованы механизированные мастерские судоремонта. Назначение – текущий ремонт судов, обслуживающих судоходную линию Бурлю-Тюбе – Бертыс.

Из исторических названий, сохранившихся до наших дней с того периода, на озере Балхаш остались названия «Чапай-камень» (связанное с гибелью колесного парохода «Чапаев»), буй «Каманин» (связанное с прилетом отряда гидросамолетов под командованием Героя Советского Союза Каманина, будущего первого начальника отряда космонавтов), буй «Варанин» (названный по имени одного из первых капитанов на озере Балхаш), маяк «Телюп-акай» (названный по имени его первого смотрителя).

Судоходная линия Бурлю-Тюбе – Бертыс занималась перевозкой грузов и пассажиров до начала Великой отечественной войны 1941-1945 годов. С началом войны все суда были переданы в ведение Наркомата Военно-морского флота СССР, где и находились до ее окончания.

На основании приказа по пристани Бертыс № 1 от 22.11.1945 года предприятие стало вновь функционировать как подразделение Балхашско – Илийского управления Речтранспорта. С этого момента возобновились перевозки грузов народно-хозяйственного значения по судоходной линии Бурлю-Тюбе – Бертыс. В этом же году началось строительство новых зданий на предприятии.

В 1947 пристань Бертыс преобразована в Балхашский эксплуатационный участок, который стал самостоятельным подразделением. Основное предназначение – обслуживание судоходных линий озера Балхаш (навигационное обеспечение) и грузо-пассажирские перевозки. Основные грузы – сельхозпродукция. Основные транспортные линии – Балхаш – Бурлю-Тюбе и Балхаш – Кара-Шиган. С этого момента длина обслуживаемых судоходных линий по озеру Балхаш достигла 978 километров.

С 1972 года Балхашский эксплуатационный участок, помимо перевозок сельскохозяйственных грузов, начал добычу и перевозку минерально-строительных грузов для нужд города Балхаша и строительства города Приозерска.

11 июля 1995 года Балхашский эксплуатационный участок реорганизован в пристань Балхаш. 24 декабря 1996 года на базе пристани Балхаш организовано Республиканское казенное Балхашское предприятие водных путей, которое 23 октября 2001 года преобразовано в Республиканское государственное казенное Балхашское предприятие водных путей.

15 декабря 2017 года предприятие реорганизовано в Балхашский филиал Республиканского государственного казенного предприятия "Қазақстан су жолдары" Комитета транспорта Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан.